Предметно-развивающая среда

У педагога есть прекрасная возможность: научить детей
«В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка».

Уильям Блейк

В связи с этим, мы постарались создать в нашем детском саду - предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.

Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В то же время такая предметная среда позволяет нашим воспитателям решать конкретные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие дошкольника в детском саду многогранно.

Поэтому при организации такой среды мы учли соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья.

Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобна для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при ее организации мы учли два наиболее важных направления: сохранение здоровья и всестороннее развитие детей.

Для сохранения здоровья в предметно-развивающую среду мы включили следующее:

  • предметную среду по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний;
  • среду для формирования привычек здорового образа жизни.

Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка.

С целью развивающей направленности предметной среды мы учли следующие условия:

  • сочетание многофункциональных и легко трансформируемых элементов;
  • доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
  • возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.

Также предметно-развивающая среда видоизменена нами в связи с возрастными особенностями каждой группы. Каждая группа носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. В младшей и средней группах учтена высокая подвижность детей 3–5 лет, а в группах старшего возраста — потребность детей в творчестве и самоутверждении.